warping в Ableton Live
Варпинг (Warping) — это синхронизация по темпу различных аудиоматериалов: лупов, семплов, треков, мелодических партий и других элементов в аранжировке. Происходит это благодаря растяжению по времени цифрового аудиоматериала, так называемому timescratching’у, это изменение темпа цифровой аудиозаписи без влияния на высоту тона.
То есть у нас есть какой-то заданный темп Ableton (по обыкновению Ableton загружает пустой проект с темпом 120 ударов в минуту), под который отварпенные треки должны быть и будут синхронинизированы. Стоит нам поменять этот темп — отварпенный трек тут же под него подстроится. Результаты этой подстройки могут звучать по-разному в зависимости от выбранного нами алгоритма варпинга. Каждый из режимов варпинга больше подходит к определенному типу звукового материала (об этом — ниже).
Благодаря большинству алгоритмов варпинга мы можем также транспонировать (transpose) семпл, задавать ему другую высоту тона, но при этом это не будет влиять на его скорость воспроизведения:
Транспонирование семпла
Transpose (транспонирование) — изменение высоты тона аудиоматериала. С включенным варпингом оно не влияет на длину семпла.
Стоит также помнить, что благодаря варпингу становится возможен quantize (квантайз) и применение grooves (грувов) на любом аудиоматериале. Квантайз — это механизм «выравнивания» аудиоматериала по тактовой сетке.
Грувы — это возможность расставить амплитудные транзиенты нашего файла по какому-либо ритмическому «шаблону», подвигать элементы нашего аудио, изменить ритмические акценты, дать нашему аудиоматериалу иное «ощущение», «движение» иной «грув».
Стоит отметить, что каждые индивидуальные клипы могут использовать разные варп-режимы. Это дает лучшие результаты в миксах, поэтому требуется небольшая практика и эксперименты чтобы определить какой алгоритм лучше подходит для каждого конкретного клипа.
Мануал программы Ableton Live 9 содержит несколько советов по поводу того, какой режим варпинга использовать в работе с различными типами аудио материалов. В основном эти советы сводятся к тому, что режим:
Beats: хорош в основном для перкуссии и ударных (однако его разработчики включают по умолчанию);
Tones: хорош для монофонических инструментов, мелодий и для вокала;
Texture: лучше всего подходит для различных сложных атональных материалов, пэдов, сочетаний аккордов;
Re-pitch: лучшее качество из всех доступных алгоритмов, но только в том случае, если вас не заботит темпозависимое изменение тона (pitch) аудиоматериала;
Complex: подходит для более «комплексных» материалов, целых треков, но скорее бесполезен, поскольку см. Complex Pro;
Complex Pro: лучший алгоритм для аранжировок (т.е. целых треков) и сложных «комплексных» материалов. Звучит гораздо лучше чем Complex-алгоритм, но использует гораздо больше процессорной мощности.
Варпинг не является волшебным средством! За все нужно платить.
Например, если вы решили не сильно (в районе 2-3 полутонов) поменять тональность семпла — еще куда не шло. Но более комплексные треки с измененной тональностью тут же смогут вам ответить изменением качества звучания в худшую сторону.